Тегуаньинь, пуэр, улун... и все речи только о китайских чаях и гайванях (мате не в счет). А кальяны при этом, случаем, не китайские?

Шучу. Безусловно, я считаю, что с кальяном можно сочетать любой напиток, хоть ряженку, хоть коньяк. В мире, где кальян является частью культуры, алкоголь с ним не сочетают лишь из-за религиозных запретов (к примеру, бейрутские копты за стаканом арака о запретах не думают).
Тем не менее, в исламском мире рядом с кальяном, кроме кофе, воды или арака, часто присутствует именно чай. Поэтому, попробую устранить сей пробел и черкнуть пару слов о том, какой и как там пьют чай.
Персия, Османская империя, Аравия и Магриб
В Иране и пограничных областях пьют черный (китайский красный или местный) чай из маленьких армуд небольшими глотками вприкуску с колотым сахаром и/или сладостями. Традиционно чай насыпали в фарфоровый заварочный чайник и заливали кипятком из самовара - в Иране распространены, заимствованные у нас и ставшие частью персидской культуры, самовары.

Чай пьют в чайханах, в уличных кафе, сидя на высоких топчанах застеленных коврами или циновками, и дома.

В иранской культуре существует традиционный предмет домашнего обихода - стол korsi, накрываемый сверху одеялом и подогреваемый снизу. Люди рассаживаются вокруг korsi и накрывают ноги или все туловище одеялом, что позволяет комфортно находиться даже в неотапливаемом помещении. В теплое время без одеяла korsi превращается в обычный стол.
Традиции пития чая практически в том же виде присутствуют и в соседствующих государствах Средней Азии, в Турции и Азербайджане.
В Турции черный чай так же пьется из ормуд, бывает, заваривается уже с сахаром.
Вместе с Османской империей традиция пить черный чай распространилась почти по всем арабским странам, только место маленьких ормуд заняли практичные стеклянные стаканы.
Современная действительность в Египте выглядит так: пакетик чая Lipton разрывается, чайная пыль высыпается в небольшой стеклянный стакан, туда кладется 2-4 ложки сахара и все это заливается крутым кипятком. Чай получается темным, мутным, очень крепким и сладким. Пьется маленькими глотками, иногда запивается водой. Традиционно подается к кальяну в арабских странах.
В Магрибе и Аравии получил распространение так же зеленый мятный чай берберов и туарегов, который часто называют магрибским, туарегским или мароканским чаем. Зеленый чай засыпают в заварник и ополаскивают кипятком для уменьшения горечи, затем добавляется много мяты и сахара (на одну чайную ложку зеленого чая приходится 5 чайных ложек сахара) и все это заливается кипятком.
Чай необходимо перемешать, для чего он 3 раза переливается в стакан и обратно в чайник. Делается это с высоты, чтоб чай вспенился.
Кроме чая, в арабских странах и Северной Африке распространены различные отвары, вроде каркаде (гибискус сабдариффа), сборов аниса и тмина, кардамона, мяты, корицы и т.д., часто смешиваемые с чаем, но о них, надеюсь, кто-нибудь другой напишет.

В Турции в наши дни в армудах часто подают сладкий растворимый порошковый "чай" с фруктовыми ароматами.
Немного о церемониях
В арабских странах значительное внимание уделяется невербальным коммуникациям, иначе говоря, то, что не может быть высказано, может быть показано в действиях или одежде. Эти манеры возникли еще в бедуинских палатках, а затем на них легли исламские нормы поведения.
К примеру, во время приема гостей, им обязательно подаются напитки, которые готовит либо хозяин, либо его старший сын, либо, в прежние времена, доверенный слуга. Напиток подается или наливается сначала самому старшему гостю, что должно демонстрировать уважение. В свою очередь, гость может расчитывать на любое количество напитка или чая, хотя более 3 раз просить добавки считается невежливо. Добавка просится поднятием пустой чашки, если гость не желает добавки - ему следует покачать чашкой.
Если гость пришел с важным делом, то ему все равно сначала подается напиток и по тому как он действует, хозяин определяет, насколько серьезны его намерения. Если гость не притронулся к напитку, значит дело не терпит отлагательств. Если хозяин не налил добавки, то он не заинтересован в продолжении обсуждения и показывает, что разговор окончен. Подобные невербальные практики имели место во всех языческих культурах. На них же базируются всяческие доведенные до абсурда церемонии вокруг чая, вроде
японской тяною. Этим же абсурдом попахивают
псевдоцеремонии, связанные с кальяном.
Хивинское и Бухарское ханства
В Узбекистане - это тоже страна с кальянным прошлым - в чайханах пьют зеленый чай из больших пиал. Чай в несколько этапов (заварка заливается водой на четверть, через 2 минуты - наполовину, еще через 3 минуты - до 3/4 чайника и еще через 3 минуты - доливают доверху) заваривается в керамических чайниках, затем несколько раз переливается в пиалу и обратно в чайник для перемешивания.
И снова пара слов о церемониях
Чем более уважаем гость, тем меньше ему наливается чая в пиалу - этим показывается, что хозяину не в тягость поухаживать за гостем. Незванный гость получает полную пиалу.
Индокитай
В Таиланде, Индии и на Шри-Ланке, как ни странно, чай почти не пьют, а чайные традиции заимствованы у англичан - черный чай с сахаром, молоком, немного сдобренный местным колоритом, который обеспечивают пряности (анис, корица, кардамон, имбирь и т.д.).
Сообщение отредактировал grok: 05 Декабрь 2014 - 11:35